![]() Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 3 Гостей: 3 Пользователей: 0 |
Публикации в СМИ
Можем конкурировать, выстроив понятную всем систему 6 апреля 2013 года
С 10 по 17 марта в школах Швейцарии и Германии проходила международная стажировка финалистов и лауреатов Всероссийского конкурса директоров школ. Мне посчастливилось принять участие в этой стажировке, которая не только оставила незабываемые воспоминания, но и стала своего рода проверкой правильности нашего курса, нашего движения вперед. В течение недели 26 директоров школ из разных регионов нашей страны не просто созерцали чужой опыт, а в полном смысле слова учились: писали проекты, работали в группах, то есть занимались активным педагогическим творчеством. Мы посетили школы разного типа и вида. Побывали в школеМонтессори, где обучение организовано по очень специфичной методике, когда ребенок под ненавязчивым руководством учителя выполняет задания. Главная задача педагога - наблюдение за тем, как ученик работает, какова последовательность его действий. И в дальнейшем в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и качеством выполнения заданий учитель готовит на следующее занятие какое-то другое задание. В этой школе изначально ученику предоставляется очень большая свобода. Далее, в зависимости от того, как он занимается, эта свобода регулируется, например, сужается, если ребенок с этой свободой не может справиться. В наших условиях открыть подобную школу можно, но это потребует колоссальных затрат, так как учебный процесс необходимо обеспечить не только стандартным набором учебников, а целым комплексом дидактического материала: от детской кухонной посуды до разбирающегося на части глобуса. В г. Сент-Галлен (Швейцария) расположена школа повышенного уровня, где обучаются дети из разных кантонов. Эта школа давно и плодотворно сотрудничает с Иркутским техническим университетом, куда вскоре собираются поехать ученики во главе с директором. Кстати, во всех учебных заведениях встречались выходцы из России, как ученики, так и учителя. Наиболее близкой по содержанию и по духу мне показалась немецкая гимназия им. Георга Бюхнера в г. Райнфельдене. Здесь мы посмотрели фрагменты уроков географии на английском языке в 8 классе (гимназия специализируется набилингвальном образовании), побывали на уроке музыки, где дружно и весело спели нашу «Калинку», посетили урок робототехники. Что из всего многообразия увиденного может быть применено в нашей практике? Проектная деятельность во всех ее формах. Это то, в чем сегодня лидирует европейская школа. Опираясь на свой опыт, могу совершенно определенно сказать, что проекты (учебные, социальные, творческие и др.) при их системном внедрении и применении в учебном процессе дают очень хорошие результаты. И мы в своей школе уже убедились в этом не раз. Другой достойный внимания момент – работа родительских комитетов. Все вопросы, связанные с жизнью класса (праздники, конфликты со сверстниками, учителями, школьная форма, экскурсии и т.д.), решает родительский комитет. И его решения обязательны к исполнению. Администрация школы подключается к решению той или иной проблемы в последнюю очередь. В наших школах, к сожалению, наблюдается иная тенденция: родители предпочитают сразу писать жалобы в высшие инстанции. Потом письма возвращаются туда, откуда их писали. И получается замкнутый круг. В течение ряда лет занимаясь проблемой вовлечения общественности в управление школой, я поняла, что неподдельный интерес к школе наши родители будут проявлять только тогда, когда станут участвовать в жизни школы не для декорации, принимать решения, на которые будут реагировать все заинтересованные стороны, когда школа поистине станет открытой системой. Подобные взаимоотношения мне удалось увидеть в немецкой гимназии. Но было бы неправильным пытаться копировать чужой опыт. Да это и невозможно. Мы слишком разные. Но обогатить свою деятельность взятымизвне, думаю, нелишне. Мысленно возвращаясь к встречам с европейскими коллегами, как говорится, «сверив часы», прихожу к убеждению, что мы вполне можем конкурировать с их школьным образованием. Остается самая малость - выстроить понятную всем и каждому систему, в которой сможет проявить себя любой участник образовательного процесса. Марина БАЛАГУРОВА, кандидат педагогических наук, директор СОШ №4.
Ленская площадка для обмена опытом 11 апреля 2012 года K такому выводу пришли начальники муниципальных управлений образования, признав единодушно лидерство Ленского района в сфере образования на республиканском совещании «Модернизация муниципальной системы образования как условие обеспечения качества современного образования». В работе форума приняли участие: министр образования РС (Я) Афанасий Владимиров, его заместитель Сардаана Татаринова, ведущие республиканские специалисты сферы образования. Открывая совещание, присутствующий глава МО «Ленский район» Сергей Высоких отметил, что динамика развития района с приходом к нам крупных нефтегазовых компаний вышла на новый уровень. Интенсивность формирования экономики предъявляет к нам повышенные требования, в том числе и образования. Сегодня, когда в районе появляются новые профессии, нам необходимо поменять свой менталитет и наших детей, ориентировав их на освоение этих специальностей. На сегодняшний день доля образования в бюджете района – более 60%, и это о многом говорит. У нас есть ряд программ, направленных как на поддержку образования, так и на людей, работающих в этой системе. Кроме этого, идет реализация программы по перепрофилированию ряда каменных зданий в городе под учреждения для дополнительного образования. Продолжилась работа совещания докладом заместителя министра образования РС(Я) Сардааны Татариновой. Далее, в ходе пленарного заседания были заслушаны доклады по теме «Государственно-общественное управление как условие инвестиционной привлекательности образования» с участием 1-го заместителя директора института развития образования и повышения квалификации Надежды Поповой. В конференции приняло участие более 100 человек из разных районов республики. Положительный опыт «четверки» Тема конференции является для сферы образования очень актуальной. В последнее время в средствах массовой информации и на различных педагогических форумах идут активные дискуссии по проблемам государственно-общественного управления. Мнения порой бывают абсолютно полярные: от горячей поддержки участия общественности в делах школы до полного неприятия самой мысли о вмешательстве в святая святых. Но какими бы ни были результаты этих дискуссий, ясно одно: в той модели государственного устройства, которую выбрала наша страна более 20 лет назад, обязательным условием развития современной школы является наличие в ней гражданских институтов, которые вкупе с государственной составляющей формируют единое целое в системе управления. В СОШ №4 г. Ленска, которая с 2006 года является республиканской экспериментальной площадкой, а с 2011-го – базовым учреждением федеральной стажировочной площадки «Институт развития образования и повышения квалификации», накоплен положительный опыт по вопросам государственно-общественного управления, являющийся результатом сотрудничества школы и гражданского общества. Идеей проекта является создание модели государственно-общественного управления как целостной системы, которая удовлетворяла бы, с одной стороны, образовательные потребности учеников, а с другой - была способна подготовить выпускников школы для развития экономики и социально-культурной сферы Ленского района. Для этого коллективом школы были определены приоритетные направления и задачи, главной из которых - развитие взаимоотношений с родителями, социальными партнерами, бизнесом на несколько иной основе. Эта работа шла параллельно с формированием нового облика школы как места, где не только проходят уроки, но где дети имеют возможность реализовать свои способности и интересы. Так родились нынешние проекты-бренды: пресс-центр «Крылья», радио «4-FM», телевидение «Канал ТВ-4», театральные коллективы (сегодня их в школе три), дискуссионный клуб «Личность», детское кафе «Большая перемена», музей «Молодая гвардия», киноклуб, художественная мастерская «Палитра», творческая мастерская «3Т» и другие. В реализации каждого проекта обязательно участие общественности. И это не только и не столько финансирование проекта, сколько соучастие в его подготовке и реализации. Новым явлением для школы стало создание модели инновационного образовательного комплекса, который чутко реагирует на потребности ученика, родителя, общества, экономики. Эта гибкая структура интегрирует основное (предметное) и дополнительное (внеурочное) образование. Например, предметы гуманитарного цикла имеют продолжение в работе пресс-центра, музея, телевидения, театра. Газета «Крылья» - наглядный пример такой интеграции. За семь лет своего существования газета дала путевку в профессию журналиста многим выпускникам, среди которых есть сотрудники центральных и местных телеканалов, региональных печатных изданий. Социальным партнером газеты является Комитет по молодежной политике, спорту и туризму. Для обеспечения деятельности клубов, кружков, студий надо было создать или улучшить материальную базу. Так, с 2008 года школа стала площадкой по проведению ЭКСПО-ярмарок, где происходили презентации социальных, творческих проектов, подписывались договоры о намерениях. Дети общались с инвесторами на языке деловых людей, как настоящие бизнесмены. Задача была дать ученикам возможность попробовать свои силы в сфере экономических отношений, не только стать авторами проектов, но и увидеть их реальное воплощение в жизнь. Это была серьезная заявка на изменение системы взаимоотношений с нашими социальными партнерами. Сегодня существует и развивается несколько различных форм социального партнерства: от частно-государственного до некоммерческого... Инвестиционная привлекательность школы должна стать совокупностью факторов, обеспечивающих поле деятельности, на котором могут быть развёрнуты программы социальной ответственности бизнеса. На данном этапе в бизнес-среде не существует образа школы как полноценного делового партнёра. Необходимо формировать этот образ. Для этого важно иметь опыт по реализации полезных и «представительных» проектов в школе. Формирование инвестиционной привлекательности школы происходит на фоне постоянной работы по созданию этого бренда, совершенствованию структуры управления. Таким образом, органы государственно-общественного управления школой являются важнейшим институтом партнёрства. День закончился большим концертом, во время которого состоялось награждение лучших педагогов грамотами Министерства образования РС(Я), которые вручил лично Афанасий Владимиров. Второй день совещания начался с представления опыта образовательных учреждений на базе городской начальной школы лицея №2 и ДОУ «Белочка», после чего участники встречи совершили обзорную экскурсию по городу. Далее работа форума продолжилась по группам, две из которых продолжили работу в образовательных учреждениях города, а третья выехала в с.Беченча, где ознакомилась с работой местной школы, ДОУ «Сардаана» и детской школы искусств. В третий день работы гости побывали на презентации ЦДО «Сэргэ», во время которого смогли ознакомиться с работой центра, после чего состоялся концерт, где своё мастерство продемонстрировали ансамбль народного танца «Вдохновение» и театр моды «Кэрэ Куо». Далее состоялось представление опыта работы муниципального управления образования МО «Ленский район» по теме «Управление качеством современного образования», обмен мнениями и принятие резолюции совещания. Подводя итоги работы форума, заместитель главы МО «Ленский район» по социальным вопросам Владимир Надеев с удовлетворением констатировал, что республиканские руководители единодушно признали лидерство Ленского района в сфере образования и отметили большую работу районной администрации в части укрепления материально-технической базы образовательных учреждений. Кроме того, было высказано предложение для внесения на рассмотрение Правительства РС (Я) проведения в Ленске совещания для глав администраций районов Якутии по обмену опыта работы в сфере образования. Также Министерством образования был отмечен положительный опыт проведения мероприятий подобного уровня, который решено продолжить и в других районах республики. Марина БАЛАГУРОВА, кандидат педагогических наук, директор МОУ «СОШ №4 г. Ленска». Константин НИКОЛАЕВ.
Творить - не что иное, как верить и любить 25 февраля 2012 года
Переехав с семьёй в Ленск, Светлана училась в средней школе №4. Она попала к прекрасному педагогу Нине Алексеевне Яныгиной, которая сделала всё возможное, чтобы новенькая влилась в классный коллектив. Прошли годы, и вот Светлана – выпускница. Закончила школу очень хорошо – в аттестате только две четвёрки среди пятёрок. В семье сразу возник вопрос: куда поступать? Света твёрдо знала куда – в институт иностранных языков. В выборе профессии ей помогла удивительная женщина Тамара Николаевна Чернина, преподаватель немецкого языка и её классный руководитель. По окончании Иркутского государственного института имени Хо Ши Мина Светлана Александровна работает учителем в своей родной школе №4. Не всё сразу получалось, но целеустремлённая молодая женщина упорно шла вперёд, несмотря на трудности. Некоторое время она занимает должность завуча по художественно-эстетическому обучению. Любовь к прекрасному – одно из замечательных качеств Светланы Александровны. Одарённая от природы вокальными данными, она с детских лет пела, выступая на различных конкурсах и концертах. Со временем эстафету переняла её младшая дочь, только выбрав пение не увлечением, а своей будущей профессией. Светлана Александровна не представляет своей жизни без творчества во всех его проявлениях. Уроки, школьные и городские конкурсы и театральные постановки – это тот мир, в котором она играет разные роли: то строгой учительницы, то весёлой вампирши, то лихого ковбоя… С 2005 года в школе существует под её руководством театр «Эльф», в котором заняты дети разных возрастов. Великолепные сказки, остроумные сценки разыгрывают на английском языке её ученики. Всё это – островки беззаботной радости и озорства, серьёзных раздумий и тихой лирической грусти. Это то, что украшает будни Светланы, даёт веру и силы, чтобы справляться с житейскими невзгодами и лишениями. А их было немало… Но никогда Светлана не опускала руки и не теряла надежды. Она на все сто процентов оправдывает своё имя: такой светлый, тёплый человек, полный юмора и оптимизма, заряжающий своим искренним смехом и добротой. В 2010 году она едет в Якутск делегатом на 12-й республиканский съезд учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) «Новая школа – приор |
Поиск
Архив записей
|
|||||||||||||||